По благословлению Высокопреосвященнейшего Игнатия, Митрополита Саратовского и Вольского

Полезная информация

О ПАЛОМНИЧЕСТВЕ

В России с давних пор весьма сильна традиция православного паломничества, или богомолья. И к нашему времени, можно сказать, сложилась целая школа паломничества, со своими устоями и обычаями.

Паломничество – это странствие верующего человека по святым местам, сочетающее посещение «островков благодати» и духовное восхождение к Богу. Храмы и монастыри, чудотворные иконы и мощи угодников Божиих, целебные источники и прославленные подвигами молитвенников подземелья – это те святыни, к которым тянутся православные богомольцы. Странничество с целью поклонения святым местам и выражения богопочитания становится неким соработничеством Господу, поскольку пилигрим работает над нравственным очищением и совершенствованием своей души, старается глубже познать свою религию. Через святыни, к которым с верой прикасается православный христианин, он получает благодать, утешение, возможно, даже исцеление.

История христианского паломничества начинается с IV века, со времени устроения святой царицей Еленой храмов на памятных евангельских местах Палестины. Богомольцы устремлялись туда, чтобы прикоснуться к земле, освященной присутствием Самого Спасителя. Из странствий пилигримы возвращались с пальмовыми ветвями, и поэтому само наименование поклонника святыням произошло от слова «пальма».

Первым из русских пилигримов в XII веке посетил святой град Иерусалим игумен Даниил. Именно он затеплил лампаду на Гробе Господнем от всей Русской земли и составил подробное описание своих странствий. По проторенному пути последовали и другие богомольцы: Трифон Коробейников и Юрий Греков, В.Г. Григорович-Барский, А.Н. Муравьев, А.С. Норов, Н.В. Гоголь, инок Парфений, Н.В. Берг. За первопроходцами потянулось несчетное количество не только состоятельных людей, но и простолюдинов, оставлявших земные попечения и всецело предававшихся воле Божией в своем по тем временам весьма опасном путешествии.

Хотя, заметим, в современном представлении сущность паломничества значительно разнится с  сущностью путешествия. В отличие от туристической поездки, предоставляющей возможность отдохнуть и посмотреть мир, богомолье предполагает труд – молитву, терпение своих спутников, смирение и послушание, в некоторые дни пост, исповедь и причащение. Поэтому паломник должен запастись и духовной, и физической выдержкой.

Между тем трудничество неразрывно связано с познанием. Богомольцы посещают разные монастыри – и древние, история которых тесно переплетается с историей той или иной страны, и относительно молодые, но знаменитые своими святынями. Не отнимается право так же любоваться природой, архитектурой храмов, которые иной раз зодчие так украсят, что невозможно не восхищаться их мастерством. И в то же время воспоминание эпизодов Священного Писания, истории посещаемых храмов и житий подвижников привносит в паломничество, помимо познавательного, назидательный элемент, предлагая соотнести эти примеры с собственной жизнью и направить свои силы на работу над своим духовным состоянием.

Паломничество – развитая ветвь христианской культуры, и подразделяется оно на несколько видов: посещение храма в своем городе или селе; поездка по святым местам родной области; богомолье внутри страны; выезд за рубеж.

В православной церковной среде установились определенные традиции совершения богомолья. В основном, поводом к поездке служит православный праздник, прибытие в какой-либо город святынь из других стран, а также желание посетить прославленное подвигами молитвенников или мучеников место. Снова и снова паломники посещают те монастыри, где им особенно понравилось. К святым местам своего края многие добираются на собственных машинах, а в дальние регионы отправляются соборно. Перед отбытием принято брать благословение у священника. Поездка планируется так, чтобы оказаться на святом месте к началу богослужения. Совершая поездку на святые места, следует отвлечься от суеты, развлечений, некоторых привычек, облечься в скромную одежду и занять свой разум мыслями на духовные темы. Все это символизирует готовность человека пожертвовать временным во имя вечного. В пути члены группы, как правило, вместе молятся, поют духовные стихи. Это отогревает душу, настраивает на покаянный лад и встречу со святыней. Пребывая в паломничестве, необходимо быть максимально собранным: не отставать от спутников, не опаздывать к назначенному времени, беспрекословно подчиняться руководителю (организатору или гиду) и сопровождающему священнику. Паломническая группа – это единый организм, все части которого действуют с одной целью, поэтому интересы одного члена коллектива подчиняются общим.

Зарубежному паломничеству во многом свойственны те же характеристики. Но, в отличие от внутрироссийского, оно предполагает очень насыщенную программу и присовокупляет к числу посещаемых мест светские достопримечательности. Это делается в целях общего развития гостей страны.

Знакомство с особенностями чужеземной культуры, любование красотами Божьего мира при разумном охранении себя от греховных удовольствий паломникам не повредит. Но при этом нельзя забывать, что основное попечение пилигрима – молитва и духовная работа над собой. Важно, чтобы группе сопутствовал священник: в ином языковом пространстве он сможет совершать таинства, требы, а также дополнять рассказы гида или разрешать какие-либо вопросы.

Следует предуведомить, что, выдержав эти добровольные испытания, богомолец будет несказанно вознагражден. Большинство побывавших на святых местах свидетельствуют о получении благодати, о наполнении сердца радостью, об ощущении легкости и обновления души. Причем непременно возникает желание пройти святыми тропами снова.

Поэтому, если Вы ощутили созвучие обстановки богомолья потребностям своей души, отправляйтесь в паломничество – навстречу Богу. Ибо, как говорил один подвижник, нужно, чтобы не Господь нас искал, а чтобы мы Господа искали. Ангела Хранителя в путь!

ПАМЯТКА ПАЛОМНИКА

Бесплатная консультация: